Хвост виляет собакой (Плутовство) США,1997
Почему собака виляет хвостом?
Потому что собака умнее хвоста.
Если бы хвост был умнее, он бы вилял собакой.
Сюжет знакомый до боли. Президентские выборы в США. Действующий президент (образ собирательный) хочет сохранить за собой насиженное местечко. Решение вполне здравомыслящего человека.
По ТВ постоянно крутится ролик «Коней на переправе не меняют». Поговорка верна, но в данной ситуации «жеребца» придётся поменять. Почему?
За одиннадцать дней до выборов девочка-скаут публично обвиняет президента в сексуальных домогательствах. Конкурент не дремлет и умело использует данный факт.
Рейтинги действующего президента падают, он проигрывает по всем опросам общественного мнения. Выход один – пригласить антикризисного менеджера (политтехнолога) Конрада Брина, а ему, в свою очередь, обратиться за помощью к продюсеру Стенли Мотсу. В общем, «Репка» по-американски… Президента, в конце концов, «вытащили» из антирейтинга.
А план действий был таков…
Во-первых, специалисты решили «задушить» нежелательную тему. Во-вторых, переключить интерес общественности на другую тему, более значимую. А что может вызвать больший общественный резонанс, чем сексуальная жизнь Человека №1 в США?
Конечно, война!
Два главных инстинкта, по Фрейду, работают: сексуальный и агрессивный. Что и требовалось доказать.
Война?! С кем? …С Албанией.
Почему? …«Да кто знает, где она находится… И, вообще, какие-то они [албанцы] скрытные...».
Решено.
Политтехнолог, продюсер и команда президента снимают малобюджетный (если не включать их собственные гонорары) политический боевик «Война с Албанией». В нём есть всё: смонтированные боевые действия; проблема терроризма («бомба в чемодане»); репортаж девочки с котёнком (ничего не напоминает? а девочка, случайно, не из королевской семьи?); героический подвиг сержанта Шумана, который поднял американский патриотический дух (просто-таки пилот ВВС США Майкл Спейкер).
В итоге, миллионы американцев, затаив дыхание, сжав все свои нервы в кулаки, сидят у экранов ТВ, ждут спецвыпуски новостей и верят в то, что албанский конфликт будет всё-таки урегулирован.
Кстати, президент на протяжении всего фильма болел ОРЗ в Китае (хорошо, что не атипичной пневмонией). На все вопросы СМИ отвечал его пресс-секретарь. Поэтому общественность могла только предполагать, как тяжело болен президент и скольких усилий ему стоит руководить военными действиями в Албании. Боже, храни Президента!
В общем, нежелательная новость была ликвидирована. Уже никто не помнил про какую-то девочку-скаута. Про кого??...
Главной повесткой дня стали военные действия в Албании, а также судьба якобы забытого в албанском тылу американского героя – сержанта Шумана. Специально для этого пришлось перерывать списки заключенных. Ошибочка вышла: он не был сержантом, он был заключённым, ещё и олигофреном. Но сколько было шума, слёз, патриотических нот…
А всё это было сделано ради одного – победы в президентских выборах. Никто не мелочился в методах и средствах…
Ведь цель была благой…
Сомнительно…
Режиссёр Барри Левинсон снял, скорее, не фильм, он снял жизнь, такую, какая она есть в реальности. Это фильм-прогноз, фильм-сатира.
Как говорится, совпадения с реальными событиями случайны… Но возможны на все сто процентов.
Всё, как в жизни. Только с разницей в один год. В роли девочки-скаута играет Моника Левински, в роли Албании – Судан и Афганистан, позже Югославия и Ирак (так, для поднятия рейтинга президента).
Исторические аналогии были и продолжаются: «Буря в пустыне», Чеченская война, N-ая волна военных действий в Ираке …
Только маловероятно, что то, что нам показали по ТВ, то, что мы прочитали в газетах, в И-нете, имело место быть в действительности.
Там работают настоящие специалисты своего дела: журналисты, политтехнологи, фотографы, аниматорщики. Настоящие шеф-повара! Ведь главное, как приготовить новость и как её подать.
В фильме, как главный герой романа «Generation П», ты попадаешь в «Виртуальную студию», где делают событие.
Посмотрев фильм, ты понимаешь, что окружающая тебя действительность – это продукт деятельности СМИ, в частности, ТВ. Плюс продукт работы PR-специалистов.
Придётся согласиться с принципом: «события не было, если его не показали по ТВ».
А если и показали, то нет стопроцентной гарантии, что оно было в реальности (или не было искажено до неузнаваемости).
P.S.
«Почему ТВ и политтехнологи виляют обществом? Потому что они умнее простых обывателей».